Социально-нравственные установки

Социально-нравственные установки
  • Параллельно сдвигам в поведении меняются и социально-нравственные установки молодежи, прежде всего — отношение к добрачным связям. Традиционная мораль их официально осуждала, хотя не всегда последовательно и эффективно, когда дело касалось мужчин. Центральное положение института брака подчеркивалось также тем, что любые формы общения молодежи брачного возраста, будь то деревенские посиделки или домашнее общение, рассматривались прежде всего с точки зрения подготовки к браку. Постепенно (хронология этого процесса варьирует в разных странах и средах от нескольких десятилетий до полутора — двух столетий) положение изменилось.

Добрачное сожительство

  • Сначала от сватовства эмансипировалось ухаживание: эпизодические свидания, встречи юношей и девушек стали рассматриваться как форма досуга, вовсе не обязательно ведущая к браку. Затем было легализировано длительное совместное времяпрепровождение молодой пары, «дружба» или «гуляние» (going steady), предполагающее довольно тесную и устойчивую близость, часто и сексуальную, но без совместного проживания и ведения хозяйства. В 60— 70-х годах на Западе, начиная со Швеции, постепенно стали считать нормальным внебрачное сожительство, когда пара ведет общее хозяйство и живет совместно, не вступая, однако, в юридический брак, пока не решит обзавестись потомством. По американской статистике, число совместно живущих не состоящих в браке пар с 1970 по 1980 г. утроилось, причем особенно большое — двойное — увеличение приходится на 1975—1980 гг. В 1983 г. насчитывалось 1,9 млн. таких пар. Чисто статистически добрачное сожительство, а оно составляет чуть меньше половины общего числа сожительств в США, не ведет к отсрочке брака; норвежские мужчины и часть женщин с подобным опытом в среднем вступают в брак раньше других. Однако, если иметь в виду конкретные пары, добрачное сожительство чаще завершается расставанием, чем браком, особенно среди студентов и лиц, принадлежащих к каким-то девиантным группам. Иными словами, молодые люди, состоявшие в таком союзе, в дальнейшем вступят в брак, но не со своим сожителем, а с кем-то другим. Это создает ряд моральных и социально-психологических проблем.
  • Более терпимое, чем раньше, отношение к добрачным связям, — при опросе молодежи ГДР такую практику признали «нормальной», «естественной», 98 % мужчин и 97% женщин — не означает всетерпимости. Моральная оценка конкретной связи зависит от многих обстоятельств; общая тенденция состоит лишь в том, что такое решение признается личным делом каждого, в отличие от внебрачных связей, к которым большинство людей во всех странах, даже признавая их как факт, относятся с более или менее выраженным моральным осуждением, как к нарушению верности и взятых на себя обязательств.

Существенные сдвиги претерпевает и сексуальное поведение в браке.

  1. Улучшившееся питание способствует повышению сексуальной активности, а кризис традиционных религиозных запретов и появление эффективных контрацептивов — большему, чем прежде, отделению сексуально-эротических отношений от репродуктивной функции. Современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Я уже говорил об уменьшении ее сезонных колебаний. Сравнение данных Кинзи (40-е годы) и Ханта (70-е годы) позволяет конкретизировать эту картину (правда, нужно учитывать нерепрезентативность выборки Ханта).
  2. Средняя частота половых сношений у опрошенных английских мужчин составила 2,5 в неделю; это больше, чем было у респондентов Кинзи. В счастливой и удачной половой жизни помогают препараты Vidalista 20Snovitra-20Cenforce 100.

Сексуальная жизнь женщины

  • По данным опроса 4603 американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет в 1965 г. и 5432 — в 1970 г., среднее число сношений в течение 4 нед перед интервью выросло с 6,8 до 8,2. Даже если не учитывать пары, пользующиеся противозачаточными методами, которых не было в 1965 г., прирост составит 14%. Половой акт стал не только чаще, но длительнее (в среднем 2 мин, по данным Кинзи, 10 мин, по данным Ханта). С ослаблением религиозных запретов обогатилась и усложнилась эротическая техника. Доля мужей с университетским образованием, с которыми их жены практиковали фелляцию, выросла с 43%, по данным Кинзи, до 61%, по данным Ханта, а мужей со средним образованием— с 15 до 54%. Такой же прирост имеет куннилингус. В 50-х годах только треть супружеских пар экспериментировали с позицией «женщина сверху»; в 70-х годах эту позицию применяли три четверти пар; вагинальную интромиссию сзади практиковали 10% выборки Кинзи и 40%— Ханта. Анальная интромиссия у респондентов Кинзи почти не встречалась; среди более молодых (младше 34 лет) пар, опрошенных Хантом, этот способ практиковали четверть. Разумеется, американские данные нельзя экстраполировать на другие страны. Однако сходные тенденции отмечаются и в Европе. Например, французский опрос Пьера Симона также показывает рост сексуального экспериментирования в браке: половина опрошенных пар часто практикуют позицию «женщина сверху», у пятой части муж часто совершает вагинальную интромиссию сзади (но анальная интромиссия здесь редкость). Существуют четкие возрастные различия: орально-генитальные ласки практикуют 72% 20-летних мужчин, 62% 30—40- летних, 47% 50-летних и более старшего возраста.
  • По данным К. Штарке и В. Фридриха, куннилингус практиковали 83%, фелляцию — 75% молодых мужчин и женщин ГДР, имеющих сексуальный опыт. При обоюдном желании супружеские пары охотно разнообразят сексуальные позиции, не испытывая по этому поводу моральных или эстетических сомнений. Это зависит от личных вкусов, возраста и социальной среды.